Музей мозаик и фресок Карие располагается в здании старинной византийской церкви VI века в неприметном местечке обычного жилого района Стамбулa Эдирнекапы. Ранее эта церковь была монастырем и находилась за городской чертой. Ведь «карие» переводится со старо-греческого как «за поселением». В черту города храм вошел только после того, как были построены стены Феодосия. На протяжении нескольких веков церковь перестраивалась, разрушалась, восстанавливалась, поэтому до наших дней не сохранилась ранняя византийская архитектура. Окружают музей типичные деревянные турецкие дома, что придает этому месту особый колорит.
Но уникален храм вовсе не архитектурой, хотя, несомненно она весьма интересна. Уникален музей Карие мозаиками и фресками, на создание которых главный казначей и министр императора Андроника II Феодор Метохит потратил целое состояние в 1315-1321 годах. Последние годы своей жизни он служил монахом в этой церкви, а после смерти был захоронен в капелле храма.
По прошествии 50 лет после падения Константинополя по распоряжению визиря султана Баязида II, над галереей был построен минарет, а фрески и мозаики замазаны побелкой. Храм превратился в мечеть Карийе. Но, как раз благодаря действиям визиря, шедевр византийского искусства сохранился под штукатуркой до наших времен. В 1948 году специалисты Византийского института из США начали проводить в мечети реставрационные работы. Открытие музея Карие состоялось в 1958 году.
Постройка включает 3 основных помещения: вестибюль, собственно помещение храма и погребальная капелла с фресками, которые были созданы в 1320 году. Тематическое разнообразие и богатейшая детализация мозаик, украшающих вестибюль и главное помещение поражает воображение. Они не идут ни в какое сравнение с другими византийскими церквями, сохранившимися до наших времен.Интересно, что фотографы, посещающие храм, в буквальном смысле слова снимают потолок, лежа на спине, чтобы охватить великолепие мозаичного потолка.
В храме без труда прослеживаются четыре основные темы галереи: генеалогия Христа, его рождение и детские годы, жизнь Богоматери, служение Христа. Потрясающее изображение Христа-Пантократора находится напротив входа над дверью. Противоположная сторона украшена изображением Богородицы с ангелами. Мозаики, изображающие апостолов Петра и Павла, а также 16 царей из рода Давида раскинулись в нартексе. Успение Богородицы изображено в нефе. С южной стороны храма пристроена часовня, стены которой украшены фресками на тему Страшного Суда, ада и Рая. В месте, где расположены гробницы, фрески выполнены на тему смерти и загробной жизни. Уцелевшие фрески и мозаики музея Карие свидетельствуют о том, что у византийской живописи эпохи палеологического ренессанса была философская глубина, пластика и перспектива, что создавало впечатления живого движения.
Если вы хотите лицезреть нечто такое, чего вы никогда не видели, обязательно загляните в храм-музей Карие. Незабываемые впечатления от удивительных произведений византийского мозаичного искусства вы навсегда сохраните в своих сердцах.